Горловская церковь Воскресенье

 

Добрые дела в церкви и их значение

Николай Собчишин



Бог в лице Иисуса Христа, искупивший человека, Своей жертвой; по вере, избранных Божьих. Тем самым, создал Церковь избранных; а уже Церковь, обозначила себя как: христианская. Святостью Своею отделил её от окружающего мира, его дел и желаний, святое от не святого; праведное от неправедного. И те дела, которые люди делают без веры в Бога, названы мёртвыми, а которые через веру в Его Жизнь и Воскресение, названы живыми. Евр.6:1.[3]  Поэтому, в дальнейшем исследуя наш вопрос: «Добрые  дела в церкви и их значение», оставим мертвым их дела; а последуем за теми, которые приносят жизнь, которые и приличны в Церкви. Тем более что в этом, вроде ясном и простом вопросе; всегда есть подводные камни и опасные течения, готовые разбить «корабль веры». По действию дьявола, нашему нерадению, не вниманию к заповедям и наставлениям нашего Господа и Спасителя, Иисуса Христа; Его Апостолов и Евангелистов и всем нам матери, Церкви. Занимая в ней неправильное место и позиции, намечая свои приоритеты, тем самым определяем кривизну и ущербность дальнейшего пути. И потому, эта тема требует, личного внимания и исследования каждого христианина.                                                                                            

 

Дела, они как продукт нашей человеческой жизнедеятельности всегда сопровождают и окружают нас. Если бы даже мы не захотели их делать, и в этом преуспели; то это наше неделание и окажется теперь, нашим деланием.

 Апостол Иаков, по своей духовной мудрости, выражает это; краткими, образными, яркими словами: «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» Иак.2:26.[3] То есть, как тело вдохновлённое Богом, имеет жизнь, но умирает, когда Бог этот дух отнимает. Так и вера, которая предваряет наш путь спасения, мертва, без дел её воплощающих. И дальше, он приводит примеры такого воплощения веры в человеческих делах – Раав блудницы и Авраама. Делами которых, «вера достигла совершенства» Иак.2:22. Воплотившись в них, Слово Живого Бога, преобразило их внутреннего человека в, Свой, вечный образ. А по плоти, они стали прародителями Иисуса Христа, воплощённого Бога. Из этого можно заключить что, дела имеют такое свойство: отображать сущность человека, его смысл, невзирая на его слова.  Поэтому Бог, который, несомненно, смотрит в сердце человека, будет судить нас не за колебания нашего сердца; то к добру, то к злу. Но, «воздаст каждому по делам его» Отк.22:12 [3] Отсюда, дела, по своему смыслу есть: воплощение нашего сердечного, окончательного решения, склонившееся к добру или к злу. И перед лицом Бога, взвешивается, на весах вечной правды; пишется в книгу жизни, со всеми вытекающими последствиями. Чтобы в своё время, явится перед каждым человеком, для совершения Божьего суда; засвидетельствовать перед Богом и Ангелами Его о наших душах, к оправданию или осуждению. Таким образом, трудно переоценить значение дел человеческих, в нашей духовной жизни. Мало того, наши невзрачные дела, определяют, качество наших личных взаимоотношений с Богом, в настоящем времени. Являются нашим ответом; на Его Любовь, Милость, Искупление; нашей реакцией на подаваемую Им Благодать. И если наш ответ нормален и реакция правильная, то «мир на Израиля» и Божье благословение каждой душе верующей. А если дела наши не соответствуют, то гнев, ярость и огонь будущего века. И не только в вечности но и во времени; впрочем, судья здесь Бог – который  воздаст каждому, по делам нашим. Легко, и не оценить, значение наших дел. Какая важность, заповедь? наставление? Бог!? может, пройдёт и так. Пустить всё на самотёк, отдать вволю случая, ситуации; руководствоваться сиюминутною нуждою, выгодой, настроением. Вооружить своё сердце страстями и похотями человеческими, а ум земными целями. Тут, выбор каждого; апостол Павел говорит фессалоникийцам: - «Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви, и терпение упования на Господа» 1Фес.1:3[3] И тут, важно; с верой избрать благую часть, украсить сердце благоуханными плодами духа Божия, а ум достижением «постоянства, в добром деле ища славы, чести, бессмертия – жизнь вечную» Рим. 2:7[3].

     Исследуя антропологию человека, Писание  утверждает, что; человек  имеет сложное устроение своей сущности, а именно: «дух, душа и тело» 1Фес.5:23[3]. От этой сложности возникают и проблемы, в основном по нашему невниманию к себе. Так как в вопросе богопознания, человек сам для себя есть тот инструмент, которым должен решаться этот вопрос. Один человек сказал: «Познавая Бога, мы познаём самого себя; а познавая себя, познаём  Бога Своего». И открываем для себя как люб и присущ нам Бог, как близок и похож; а вместе с тем, далёк и непостижим, свят и высок. В прочем, подобное всегда удобно познаётся по своему подобию. Эта сложность, устроенная Богом, оправдана и необходима, так как человек имеет нужду жить в двух мирах: духовном и физическом. Испытывать влияние, и взаимодействовать с реалиями обоих и, причём одновременно. А так как существо человека одно, то дела, которые мы делаем в физическом мире, определяют нашу духовную жизнь. И наоборот, наши духовные дела определяют нашу видимую жизнь. В введении мы на основании Евр.6:1 уже, разделили все дела человеческие на мёртвые и живые. Основанием разделения, послужила вера в Бога и Жизнь с Богом. Ну а на основании текущего рассуждения, все живые дела по Богу устроенные, делим на внутренние и внешние. Основанием разделения служит, наша жизненная необходимость, делать дела в том и ином мире.

 В Евангелии, Апостолы для удобства и наглядности вводят понятие, внешнего и внутреннего человека. Внешнего – плотского, физического; внутреннего – духовного. 2Кор.4:16. Хотя существо человека одно: одно тело, одна душа, одно сердце, один ум. Внутренний созерцает Бога и духовный мир, очами сердца; а внешний, физический мир, глазами телесными. Внутренний по своему свойству и значению должен доминировать; то есть господствовать, возвышаться [4]. А внешний умаляться; то есть подчиниться. 2.Кор 4:16[3]. И если внутренний человек видит Свет Божий, то из сердца человеческого исходит доброе, то есть воля Божья. А если внешний доминирует, то внутренний, умаляется. Благодать Бога отходит, а из сердца человеческого исходит злое; то есть воля человеческая, душевная, непременно нисходящая вволю бесовскую. Потому Иисус Христос и говорит любителям соблюдать внешнее что: из сердца человеческого исходит злое или доброе Мат. 15:19; 12:35.[3]Что, внешние дела не могут решить внутренние вопросы, души человеческой. Без щедрого, очистительного огня благодати Божьей; без покаянного порыва души, без сокрушённого сердца, без веры сердечной угодить Богу невозможно. Недаром сердце, называют источником, откуда могут выливаться горькие или сладкие воды. Иак.3:11[3] Оно может стать «влагалищем не ветшающим» куда можно сложить «сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает» И что источник нашего сердца, не изливает сам по себе, а об этом нам надо позаботиться самим, чтобы его наполнить. «Ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше, будет. Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи». Лук.12:33-34.[3] То есть, что бы ум наш был бодр и трезв, а сердце горело «те же ми чувствованиями, какие и во Христе Иисусе» Фил. 2:5.[3] Это и есть, то внутреннее дело, к которому призывает нас Бог.

 Человек должен выйти во внешний мир, из глубины своей духовной природы; где Господь определил быть Его Царству. Что бы делать дела Божии и во внешнем человеке. Один проповедник сказал, по этому поводу: «Соответствие слов и действительности вот, первое условие, свободного духовного роста» Мейстер Экхарт [5], то есть соответствие внутреннего и внешнего, в одном человеке. Христос говорит Филипу «Видевший Меня видел Отца» Иоан. 14:9 [3]. Иисус свидетельствует мёртвым духовно иудеям: «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он, то и Сын творит также» Иоан. 5:19.[3].

Писание, Ветхий и Новый заветы, призывают нас делать и внутренние и внешние дела, так как они взаимно дополняют друг друга и делают нашу природу единой.

Внешние дела: пост, причащение, молитва, бдение, чтение, проповедь, доброе дело. Да и всё множество дел, которые можно отнести к благочестию. Но, они только средство для внутреннего человека, чтобы зажечь и наполнить наш ум и сердце благодатью и милостью Бога [2]. Так же, Бог нам дал власть и силу животворить и те необходимые для нас, и называемые «суетными» дела. Если будем делать их, с Богом и ради Бога; наполняя своё сердце покоем, миром, терпением, верой, надеждой, упованием и прочими плодами духа. По простой и ясной причине что: не дела нас делают духовными, а мы дела. По действию в нас Духа Божия животворящего, который один имеет, жизнь вечную и даёт её кому хочет. Как Иисус Христос и свидетельствует нам, в притче «о Лозе», «без Меня не можете делать ничего». Иоан 15:5.[3] Не может кисть виноградная, сама собою, без лозы, приносить плод. И если кто читает книгу Библию, без веры в Бога, то действительно, читает просто, книгу человеческую. А кто верует, тот берёт в руки не просто книгу, но дух и жизнь; и становиться сообщником и соучастником Вечности и  Жизни. И такую способность дал нам Бог! Слава Ему!

Недаром Писание, говоря про людей верующих говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас?». А если мы храм, то в этом храме должно происходить священнодействие; в присутствии четырёх лиц, которых и обозначает Писание, как виновников этого торжества. А именно: Отец, Сын, Дух Святой и личность, нового, возрождённого, небесного человека. И результатом этого со служения, должен быть плод духа Божия; рождённый, несотворенный, выплавленный в горниле, навеки утверждённый в сердце человека, волей Творца всяческих. Это и есть: цель, забота и дело внутреннего человека; ума и сердца. А всякое наше внешнее  «доброе дело, которое Бог, предназначил нам исполнять» Еф.2:8, должно иметь в нашей духовной природе своим основанием, началом, источником: - плод духа. И там же говориться что: «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился» Эф. 2:8-9[3]. Этим, Слово Бога показывает нам что: все дела от века принадлежат Богу. Он Своим Промыслом устроил: место, время, случай Экл. 9:11; дал дар, служение, действие Духа Своего и всё это нам на пользу, для нашего спасения. 1Кор.12:4-7.[3] Дал силу и мудрость, а мы сделали. Хвала Ему!

Но вот, что хочет видеть нашим делом Бог. Из Иоан.15:12-17. С начало заповедует Свою Любовь, ставит в пример Свой подвиг. Называет нас Своими друзьями, не рабами «потому что сказал нам всё». Делает нас равными Себе, по чести и славе, и с великой кротостью и смирением. Ещё раз, кратко, для тех, кто, может быть, не понял. Открывает нам путь вечный, каким шел и Сам. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего не попросите у Отца во имя Моё, Он дал вам. Сие заповедую вам».

 

 

Христос  уча нас сказал что: «всякое дерево познаётся по плоду своему» Лук. 6:44. и «Всякое дерево, не приносящего плода доброго, срубают и бросают в огонь: И так, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». Матф.7:19-21.[3]А дальше, больше, о людях которые делали по внешнему человеку, Божьи дела и не малые: пророчества, чудеса, изгнание бесов. Но, по суду Божию не вошли в Царство Бога, хотя формально и принадлежали к Церкви, но жизни Его не имеющие. «Имеющие вид благочестия, силы Его отрекшиеся» 2 Тим.3:5. И услышали для себя нелицеприятный суд Божий: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие» Мат.7:23.[3]  В этом приговоре показана и причина строгости Бога. Он не знал их, внутри себя, они были чужды Бога. Хотя, Он и использовал их в теле Своём, как делателей. Хотел спасти, стучал в эти сердца; хотел разбудить от сна смертного, но не достиг Своей цели. Проповедовали другим, а сами остались не спасёнными. Ум их не заботился о своих помышлениях, а сердце о своих чувствах. Внутренний их человек не возродился к Божьей Жизни, не обновился Духом Господа нашего Иисуса Христа. Уподобились «слепым фарисеям», которым Господь семь раз восклицает в Своей проповеди, «горе вам»: - «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность, чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность» Матф. 23:26.[3]

Одного христианина спросили: каким образом взаимодействует, внутренний человек и внешний? Он уподобил христианина дереву, которое имеет листья и плоды. Где, внешние дела – листья его; а внутренние дела – плоды. А, так как, цель христианской жизни – принесение плода. Но, для того чтобы дереву принести плод, нужны и листья. Так как без листьев не может быть и плода. авва Агафон [6] 

 

 

 

 О ПРОЧИТАННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

 

1.Материалы МКБТ «Систематическая теология – 3                            

 

2. «Систематическое богословие». У. Груден                                        

 

3. «Синодальная Библия»                                                                        

 

4.Словарь. academic.ru

 

5. «Духовные проповеди и рассуждения» Мейстер Экхарт                

 

6. «Отечник» И. Брянчанинов                                                                 

 

 

 



Создан 31 дек 2016