Горловская церковь Воскресенье

« Дух антихриста и ключи от церковной кафедры»

Николай Арефьев



« Дух антихриста и ключи от церковной кафедры»

   Автор предлагаемой читателю статьи представляет относительно молодое поколение проповедников и учителей Библии конца 20-го и начала 21-го столетия после рождения Христа. Принадлежность автора, как служителя, к церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) существенно не влияет на степень усвояемости самой идеи этой статьи проповедниками и учителями Библии, представляющими различные христианские конфессии.

   Название статьи затрагивает, как минимум, три темы из области христианского богословия всех периодов Церкви Иисуса Христа. Наиболее ярким знаком в названии работы выглядит упоминание так называемого «духа антихриста» с соответствующим эсхатологическим оттенком, но не это центральная тема статьи. Впрочем, в контексте статьи предусмотрено тезисное изложение понимания автором природы антихриста и трактовка непосредственной связи этого явления с основной темой. Упоминание церковной кафедры ориентирует читателя на специфику взаимного влияния учения Церкви Иисуса Христа, проповедуемого с церковной кафедры, и многообразия оппонентов этого учения, вдохновляемых антихристом. Основное же внимание в статье уделено специфике проникновения теологии извечного врага Христа и Христианства в самое святилище Церкви – церковную кафедру. Учитывая более чем достаточный теоретический уровень подготовленности предполагаемых читателей статьи, автор всего лишь напомнит, что понятие церковной кафедры не ограничено предметом, используемым в молитвенных собраниях проповедниками и учителями церкви для занятия исходной позиции в проповеди. Понятие церковной кафедры охватывает собою тот сложный путь, который проходит полученная тем или иным образом богословская мысль из уст проповедника к сердцам слушающих. К области, включающей в себя понятие «церковная кафедра», справедливым будет отнести как многовековые традиции богоискания в глубинах человеческой мысли, так и многочисленные средства практического исповедания христианских доктрин, включая в этот перечень и непосредственно ту самую кафедру, в пределах которой совершает своё служение проповедник и учитель Библии.

   Причина, которая побудила автора настоящей статьи осветить обозначенную в названии статьи тему, на первый взгляд может читателю показаться банальной и даже примитивной. Речь идёт о качестве проповеди, звучащей в церковных собраниях.  Не секрет, что люди, посещающие церковные собрания, не только внимательно прослушивают материал, звучащий из уст проповедника, но при этом каждой услышанной проповеди дают соответствующую оценку. К сожалению, эта оценка бывает недостаточно высокой по разным причинам. Спектр оценивания проповедника слушателями очень широк и может включать в себя, как внешний вид оратора и его риторические способности, так и качество исповедуемых им доктрин или же их отсутствие в арсенале учителя. Далеко не каждый проповедник осознаёт прямо пропорциональную зависимость качества излагаемого им на кафедре материала с фактом воздействия на него лично невидимых духовных сил. Может быть учитель Библии и пророк Рик Джойнер в своей книге «Последний поход» отчасти утрирует, но его свидетельство о реальности невидимого мира нечистых духов заставляет задуматься: «Передо мною предстала демоническая армия таких огромных размеров, что ей не было видно ни конца, ни края» [7.стр1].

   Что же касается актуальности вопроса о качестве читаемых в церкви проповедей, то в этом плане ни для кого не секрет – с каждым новым поколением христиан всё более возрастают требования к качеству проповеди и эта тенденция усугубляется стремительным совершенствованием мультимедийных технологий, открывающих доступ членам церкви к неограниченному по объёму и многообразию материалу проповеди. До тех пор, пока будет звучать с церковной кафедры проповедь, будет актуальной тема о качестве этой проповеди. Этот процесс идентичен совершенствованию технологий по производству еды для людей, поскольку церковная кафедра – это своего рода раздаточное окно для кормления людей духовной пищей и поддержание на ней соответствующего порядка во все времена было актуальным. Ч. Сперджен в книге «Лекции моим студентам» приводит очень резкие слова Дж. Буньяна в адрес нерадивых проповедников: «Сколько душ погубило невежество слепых пастырей? Их проповедь была не менее гибельной для душ чем мышьяк для тела» [8.стр13].

   Предложенная работа в какой-то мере претендует на статус научной статьи уже по той причине, что тема её родилась в результате многолетних наблюдений автора и тщательных исследований процессов, влияющих на качество и содержательность проповеди в собраниях евангелических церквей. Не смотря на то, что в этой области учёными-богословами произведен колоссальный объём исследований, автор считает справедливым некоторые мысли и идеи этой статьи отнести к разряду новых. В современном домостроительстве церкви Христа есть область, реально нуждающаяся в поддержке и научном подходе в её совершенствовании. Эта область – формирование личности учителя Библии с учётом прогрессирующих в своей квалификации духов антихриста. Именно эта мысль даёт основание сформулировать основную цель работы «Дух антихриста и ключи от церковной кафедры» - напомнить проповедникам Евангелия, что дух антихриста не ограничен страницами богословских исследований и свою разрушительную энергию обрушивает не в воздух, а на конкретных людей, вынуждая последних искажать проповедь слова Божьего с церковной кафедры. Поставленная цель, в свою очередь, может быть достигнута посредством осуществления немногих задач в контексте статьи, а именно: аргументированно напомнить читателям статьи о реальности действия духа антихриста в жизни конкретного человека и продемонстрировать действие технологий, при помощи которых дух обольщения влияет на содержание проповеди.

   Приступая к раскрытию темы, надлежит привести к общему знаменателю значение ключевых терминов статьи и этих теоминов три: «дух антихриста», «церковная кафедра» и «ключи от церковной кафедры». Вполне естественно, что под общим знаменателем подразумевается то понимание значения этих слов, которое вкладывает в них автор статьи.

   Итак, что значит «дух антихриста»? в буквальном понимании – это дух противника, искажающего истинный образ Иисуса Христа, приводящий человеческие умы в состояние заблуждения:

**1Иоанна 4:2-3 «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который  исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире».

   Процитированный текст ясно указывает читателю, что дух антихриста проявляется в той области, в которой совершается исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Исповедание и есть проповедь, а дух антихриста по природе своей всегда противился проповеди об Иисусе Христе, то есть старался и старается влиять на содержание речи оратора, находящегося на церковной кафедре, учителя церкви. О природе духа антихриста очень доступно говорит Ап.Павел в одном из своих разъяснений по этому поводу:

**Ефес 6:11-12 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных».

 Архивраг Христа, дьявол, мобилизует все свои силы, чтобы противиться Господу и использует для этих целей невидимых духов, имеющих в своём арсенале определённый набор идей и средств для их воплощения в жизнь. Цель дьявола очень простая – отвлечь проповедников Евангелия от их генеральной задачи (исповедовать Иисуса Христа пришедшего во плоти) и внушить им иные мысли для исповедания с церковной кафедры. Вне всякого сомнения, можно констатировать факт, что посылаемые дьяволом духи направлены против конкретных людей и всячески стараются препятствовать проповеди об Иисусе Христе во всех её интерпретациях. В данных размышлениях проповедник представлен орудием в руках Духа Святого, а дух антихриста – орудие в руках дьявола. Исследуя Библейские тексты, не трудно прийти к выводу, что дух антихриста не всегда действует на мистическом уровне, то есть вкладывает в разум человека соответствующие мысли, но чаще действует через людей, порабощённых им. Дух антихриста может действовать через конкретного человека, через организованную группу людей, соединённых общей идеей, через масштабного характера идеологическую пропаганду и другие источники. Ясно одно, что проповеднику Евангелия противостоит организованная структура, обладающая колоссальным объёмом знаний и опытом тысячелетий истории человечества. К этому нужно добавить, что духам злобы известен характер проповедника со всеми его сильными и слабыми сторонами.

   Второе ключевое слово статьи – «церковная кафедра». Прежде всего под этим термином следует понимать одну из составных частей структуры церкви, посредством которой озвучиваются и доводятся до членов церкви Иисуса Христа Божьи слова. Качествами церковной кафедры обладают душепопечительные беседы, позиция проповедника в теологической полемике, содержание евангелизационных служений, да и всякое слово, сказанное служителем церкви от имени Господа. По любому вопросу проповедник имеет своё мнение, но в некоторых случаях это мнение он представляет, как своё личное и тогда ответственность за сказанное ложится только на него. Но если проповедник ведёт полемику и делает заявление, как служитель церкви, то любое подобное высказывание расценивается, как сказанное с церковной кафедры. В основании церковной кафедры поместной церкви лежат те доктрины вероучения, которые определяют для неё доктрины вероучения данной церкви. Доктринальный арсенал кафедры дополняется преданиями и всякого рода канонами, в совокупности своей окрашивающими учение церкви оттенками конфессионального отличия. Эрвин В.Люцер в своей работе «Крест Гитлера» делает попытку соединить в единую логическую цепь течение процессов истории и состояние церковной кафедры протестантской Германии в преддверии второй мировой войны [9]. И это всего лишь один пример влияния духа антихриста на содержимое церковной кафедры.

   Третье ключевое слово статьи – «ключи от церковной кафедры», имеет метафорическое значение и подчёркивает консервативный характер кафедры в хорошем понимания термина «консервативность», то есть хранение в неизменной форме учения Иисуса Христа и Апостолов. Ключ – это специальный инструмент, позволяющий получить свободный доступ к охраняемым ценностям, чтобы ими овладеть. Тот, кто имеет ключи от церковной кафедры, имеет доступ не только к самой кафедре, как средству воздействия на человеческие умы и сердца, но также обладает свободным доступом к доктринам церкви, положенным некогда Иисусом Христом и Апостолами в основание учения, проповедуемого с церковной кафедры. Все без исключения служители церкви, как признанные проповедники, имеют свободный доступ к церковной кафедре и, следовательно, им доступно содержимое духовных хранилищ кафедры, в которых покоится священный канон Божьего слова и доктрины вероучения. Даже самый незначительный по степени своего влияния в области слова проповедник, входя в пределы кафедры, обладает возможностью не только проповедовать канон Библии и доктрины вероучения, но в его власти вносить изменения, дополнять, ограничивать, искажать ценности церковной кафедры. И эту самую власть человека вторгаться в содержимое церковной кафедры можно условно назвать ключом от кафедры.

   Переходя к основной теме статьи, надлежит связать в единую причинно-следственную цепь ключевые термины. В результате внимательного рассматривания этой цепи всплывёт серия специфических вопросов, которые по замыслу автора необходимо адресовать не христианству в целом, и не церкви в эпоху постмодернизма, а конкретному проповеднику Евангелия любого уровня – от служителя в небольшой сельской общине до обладателя научной степени высшей классификации. Вопросы начинают озвучиваться различными категориями людей, которые тем или иным образом прослушали или прочитали любой материал, претендующий на право занимать место в богословской риторике. Остановим наше внимание на самом распространённом способе духовного назидания христиан, а именно – на проповеди, произносимой с кафедры в поместной церкви. Автор статьи взял на себя ответственность выступить в роли независимого эксперта и в этом качестве, посещая ту или иную церковь на протяжении длительного периода (в течении нескольких лет), внимательно прослушивал содержание проповеди различных служителей, чтобы дать оценку качеству того материала, который они предлагали своим слушателям. Будет преувеличением заявлять, что результаты проделанного эксперимента были шокирующими. Нет, эти результаты скорее варьировались на отметке среднестатистических данных, касающихся качества и содержательности материала евангельской проповеди. Но что же привлекает внимание в результате подобных экспериментов? Внимание привлекает одна специфическая группа служителей из общего числа объектов эксперимента. Нельзя утверждать, что это большая часть исследуемых, напротив – таких меньшинство и выявить подобных служителей слова возможно только посредством продолжительного во времени исследования. Это такая категория проповедников, которые по целому ряду причин производят негативное воздействие на людей как формой, так и содержанием своей проповеди. Критерии оценки этих проповедей не предусмотрены форматом настоящей статьи, но автор может заверить читателей, что в своей оценке не выходил за рамки стандартов гомилетики.

   Что же получается?  Признанные проповедники церкви, о которых принято говорить, что они исполнены Духом Святым и помазаны на служение назидания и утешения народа Божьего, своей проповедью негативно воздействуют на этот народ и способствуют разрушению церкви? Именно так и получается, но внимание читателя хотелось бы сконцентрировать не на последствиях некачественного материала проповеди, а на идентификации этого материала, то есть определение его природы. Таким образом, происходит движение в исследовательской цепи и, согласившись с фактом присутствия на церковной кафедре недоброкачественного материала, почему бы не допустить, что это явление не сопрягается с фактором случайности, но в некоторых случаях, когда некачественная проповедь принимает вид патологического явления, есть основание идентифицировать такой продукт, как результат действия духа антихриста. Опять же, в этой статье не предусмотрено утруждать читателя сложными схемами классификации продукции антихриста, используемой проповедниками на церковной кафедре, но всего лишь склоним к согласию о возможности подобного положения. Нет разницы, говорит ли человек бессмысленно сплетённые фразы или откровенную ересь, но и в том и другом случае надлежит определить значение следующего звена в злосчастной цепи. Вопрос стоит так: каким образом дух антихриста вкладывает слово в арсенал служителя церковной кафедры и, как следствие, получает доступ к церковной кафедре? Это и есть основной вопрос, на который хотелось бы получить ответ в статье.

   Если в служении способных проповедников произнесение посредственных речей, по большей части состоящих из религиозных шаблонов, становится устойчивым явлением, то самое время задаться вопросом: не является ли эта нездоровая тенденция результатом действия духа антихриста? Положительно отвечая на поставленный вопрос, самое время провести тщательное расследование такого низкого падения и определить схему, согласно которой дух антихриста вводит в заблуждение служителя слова. В каком случае служение некачественным материалом причисляется к обольщению? Когда признанный проповедник свои труды духовные категорически отказывается отождествлять с опасным для слушателя материалом и усугубляет собственные позиции тем, что причисляет опасную по своему действию проповедь к категории боговдохновенных материалов. Некоторые служители слова, имея за своими плечами не один десяток лет проповеднической практики, настолько ослеплены духом антихриста, что не способны трезво, на уровне здравой самооценки отреагировать на откровенную неприязнь в их адрес со стороны слушателей. Таковых настолько невыносимо терпеть на кафедре, что слушатели даже не скрывают своей неприязни и антипатии, демонстративно глядя на часы в продолжении проповеди. В таких случаях обольщение переходит в особенную форму бесстыдства, когда оратор на кафедре остаётся единственным слушателем собственной речи. В подобной ситуации для порядочного человека было бы уместно оставить проповедование и никогда не подниматься на кафедру, но обольщённый духом антихриста выполняет волю последнего и продолжает топтать подножие кафедры, получая от этого несказанное удовольствие. Раскрывая тему «Защита от обольщения» Д.Принц пишет: «Величайшей и единственной в своём роде опасностью является не опасность болезни, нищеты или преследований. Это опасность обольщения» [6.9стр].

   Для раскрытия темы постараемся смоделировать самую простую схему проникновения духа антихриста в порядок жизни служителя слова. Как это ни странно, но в основах порядка жизни некоторых людей лежит беспорядочность, дающая повод духу антихриста свободно проникать в жизненное пространство человека и оказывать на него существенное влияние. И если евангельские наставления призывают избранных не давать места дьяволу, то прежде всего имеется ввиду дисциплина и порядок. Даже в небрежно разбросанных бумагах на рабочем столе может скрываться проблема потери контроля над расстановкой служебных приоритетов и уклонения от служебного расписания. А как можно оценить патологическую беспорядочность человека, который давно утратил навык различения приоритетов и необходимости их расстановки в должном порядке? Джон Ф.Мак Артур в своей «Пастырелогии» утверждает: «В служении нет места для человека, чья жизнь беспорядочна. В течении ряда лет я встречался со многими людьми, у которых возникали трудности при служении, потому что они не могли привести свою жизнь в соответствующий порядок. Они не могли сосредоточить своё внимание на каком либо задании, поставить цели и стремиться к их достижению» [4.стр.257].

   Моделируемая схема будет актуальна для читателя только в том случае, если будет утверждена хотя бы на двух опорных точках своего смыслового значения. Во-первых, надлежит убедить читателя в том, что беспорядочность, как одна из составляющих жизни человека, с течением времени эволюционирующая из состояния вредной привычки в категорию черты характера, имеет способность существенно повлиять на качество проповеди служителя слова. Беспорядочность же только при поверхностном рассмотрении может показаться продуктом наивной простоты, природной рассеянности или суетливой забывчивости перегруженного заботами человека. В корне  этого порока, обозначенного в Евангелии таким непривлекательным термином, как несмысленность, лежит противостояние Божественным началам в человеческом естестве, согласно которым распорядок жизни человека от начала был чётко регламентирован словом Господа. Человеку не дано самовольно формировать свой образ жизни, но Господь Бог определил для него этот образ не в форме рекомендации, но как стандарт. И если животным дана жизнь по большому счёту для наслаждения, то человеку определено помимо наслаждения плодиться, размножаться и наполнять землю со всеми вытекающими отсюда последствиями. Никакое дело не может быть успешным, если в основу его не положен стандарт, то есть порядок. Отвергающий стандарты, отвергает суверенитет Божьей власти в устроении существующего миропорядка. И если тленный мир стоит на незыблемых стандартах, то тем более, Церковь Господня устраивается на незыблемых стандартах Христа и Апостолов (*Еф 2:20 «Бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе»). Беспорядочность, как форма жизни, отвергает необходимость использования специальных стандартов и регламентов в процессе приготовления и подачи слушателям материала проповеди. Порядок в процессе приготовления проповеди начинает работать задолго до самого процесса сложения в единую логическую цепь тех или иных мыслей. Вначале порядок должен обрести статус образа жизни для служителя слова на уровне осознания очень простых истин. Например, для приготовления пшеничного хлеба самой простой рецептуры необходимо придерживаться требований технологии хлебопечения и порядка организации процесса выпечки хлеба. Но для того, чтобы наладить непрерывный процесс производства хлеба, недостаточно тех способностей и ресурсов, которые используются для пробной выпечки. Для организации непрерывного производства необходимо иметь значительный запас ресурсов, времени и квалификации. Сложно представить, чтобы один пекарь, взявшись постоянно кормить хлебом более сотни людей, выполнял бы свою работу, не обеспечив себя надлежащими ресурсами. Таким же образом выглядит в глазах людей и проповедник Евангелия, которому поручено кормить сотни людей хлебом, то есть словом Божьим. Что нужно проповеднику для приготовления полноценной проповеди? Ему нужна квалификация, приобретаемая через длительное и кропотливое обучение своему ремеслу, что в свою очередь требует посвящения большого объёма времени не только в самом процессе составления проповеди, но в большей мере время требуется для формирования теоретической базы материалов проповеди. И в той же степени, в которой пекарю для успешной работы необходим природный дар и вдохновение в его работе, точно также проповедник Евангелия нуждается в помазании Духом Святым, как в процессе подготовки к проповеди, так и в момент подачи этого материала слушателям. Теперь подведём итог касательно серьёзности и масштабности процесса рождения проповеди и подачи его слушателям: возможно ли обеспечить служение церковной кафедры качественной проповедью, вдохновлённой харизмой Святого Духа, если в жизни проповедника не будет построена специально посвящённая этому процессу схема, занимающая значительную часть его жизненных ресурсов, включая время, интеллект, молитвенный процесс, финансы и прочее? Ответ однозначен: без хорошо отлаженной системы, требующей значительных затрат времени, сил, ресурсов и вдохновения Святого Духа, наладить постоянный поток качественной проповеди, рассчитанный во времени на годы и десятилетия, невозможно. Для начинающего проповедника, постигающего азы искусства духовной риторики, позволительны взлёты, падения и даже сокрушительные провалы в ораторской практике. Для опытного служителя слова подобная практика неприемлема. Слушатель может быть не согласен с доктринальной начинкой проповеди или формой подачи материала, но, в любом случае, проповедь приравнивается к произведению искусства и должна быть содержательной, пригодной для усвоения и полезной для духовного употребления. В том случае, когда проповедник систематически выдаёт под видом проповеди некачественный материал, как если бы пшеничную муку обильно разбавили дресвой или молоко приправили бы водой, и это происходит в течении длительного времени, как должное, то это уже плоды беспорядочности и бессмысленности. Драматичность ситуации, когда проповедник вместо проповеди вливает в уши слушателей в лучшем случае набор религиозных терминов, усугубляется напряжённостью обстановки в молитвенном зале, когда аудитория с нетерпением ожидает завершения проповеди. Сам же оратор в тумане обольщения не понимает, что его проповедь никому не нужна, его откровенно терпят на кафедре и считают минуты в ожидании финала непривлекательной речи. Возникает вопрос: насколько приятно самому человеку выступать в роли рассказчика, который никому не интересен и даже противен? Объясняя сущность проповедника без смысла, Дж.Буньян называет его Краснобаем из врального ряда: «Таких исповедателей и теперь много, и всегда бывали. Чрез них оскорблена честь Евангелия… Такие люди вреднее и опаснее самих невежд и светских людей» [1.стр109].

   Итак, имея достаточно оснований считать беспорядочность разрушительным фактором в служении проповедника (первая опорная точка модели), можно приступать к поиску второй опорной точки для построения модельной схемы влияния духа антихриста на содержимое церковной кафедры. Вторая опора схемы должна аргументированно убедить читателя в том, что схема, согласно которой действует служитель, пренебрегающий стандартами и регламентом богослужебной практики, имеет мистическую природу и контролируется духами злобы поднебесной. 

   Можно ли утверждать, что та или иная негативная черта характера, в том числе и беспорядочность, является производной от действий нечистых духов? Скорее всего, подобный ход мысли некорректен по отношению к самой природе человека, как образа Божьего. Характер человеческий формируется в определённой среде обитания под воздействием множества факторов, включая сюда позитивное мировоззрение человечества в эпоху Церкви Христа и голос совести. Тем более характер христианина, в арсенале у которого для исправления характера содержится достаточно более чем действенных средств. Что же в этом отношении говорить о проповедниках Евангелия, признанных служителях церкви, избрание которых сопряжено с особенными требованиями как со стороны Евангельского учения, так и в среде поместной церкви. Но в том случае, когда человек не работает над своим характером и не исправляет его изъянов, появляется брешь, пробоина, через которую дух заблуждения получает доступ к сердцу и мыслям. Для успешного продолжения движения мысли относительно рассматриваемой модели, уместным будет напоминание о том, что центральная фигура модели – это проповедник, который не просто в течении длительного отрезка выносит на церковную кафедру некачественный материал. Это ещё не самая большая проблема, а настоящая проблема открывается тогда, когда служитель слова отказывается принять факт несостоятельности и отсутствия позитивного эффекта его служения. Следствием подобной позиции служителя слова может быть излишне напряжённая обстановка в среде поместной церкви, когда каждое выступление на кафедре ожесточившегося в своей позиции оратора вместо назидания, утешения и вразумления производит в слушателях в лучшем случае невыразимую скуку, а в худшем – раздражение и бунт. Представим подобную ситуацию, например, в сфере изобразительного искусства, когда мастер будет выносить на рассмотрение публики не просто нечто примитивное и невыразительное, а откровенную «мазню», состряпанную на скорую руку из подручного материала. Как будет развиваться сюжет в таком случае? Прежде всего мастеру со стороны специалистов в области искусства будет рекомендовано придерживаться, как минимум, двух моментов в его работах – это стандарты и гений. Без этих двух вещей рано или поздно незадачливый мастер окажется единственным поклонником собственного таланта. Если же художник заявит, что его произведения гениальны, а проблема в примитивности мышления зрителей, то его сочтут за человека низкой культуры или за сумасшедшего. Когда в подобной ситуации находится проповедник Евангелия и проповеди неинтересны слушателям, но он упорно продолжает гнуть свою линию и заявляет о богодухновенности своих произведений, то как классифицировать это явление? Состояние человека, отвергающего Евангельские стандарты и здравое мышление, можно прокомментировать с позиции трёх ипостасей человеческой природы. Самое простое предположение – это его природная умственная отсталость, недоразвитость или же издержки недостаточного образования и должного воспитания. Но таковых, как правило, на основании требований к служителям церкви Апостольских стандартов, не допускают к учительскому служению. Состояние психического здоровья претендента на роль наставника не в меньшей мере способно влиять на динамику его творческого развития и последующее поведение на кафедре. Не исключено, что неадекватное отношение служителя к общепринятым Евангельским стандартам и реакции аудитории на его проповеди, может быть следствием той или иной формы психического расстройства. Склонимся к мысли, что центральная фигура рассматриваемой модели представлена в образе психически здорового, интеллектуально подготовленного человека, отвечающего средним стандартам антропологических требований. Что же заставляет этого человека отвергать здравость и проявлять завидное упорство в явном обольщении? Ответ на этот вопрос скрывается в духовной сфере – там, где в действиях отсутствует здравый смысл и отвергаются стандарты, есть основание предполагать действия духа противления, духа антихриста. Противник Христа в определённой области мировоззрения становится единомышленником служителя слова. В какой же области проповедник может соединиться мыслями с антихристом и наслаждаться смакованием общих мировоззренческих позиций? К наиболее популярным темам на алтаре внутренних рыданий человека относится тема свободы и независимости личности. Масштабы оплакивания поруганной личной свободы расширяются в геометрической прогрессии к недостаточному осознанию этой самой личностью собственного ничтожества, в той мере, в которой оно проявляется. Другими словами – имеющей сам о себе завышенную самооценку человек, болезненно воспринимает любого рода и уровня посягательства на свободу своих действий. Подобная патология личности противится стандартам, правилам, указаниям, запретам и всему тому, что подводит человека под необходимость покориться чужой воле. Чужая воля выражается через существующие тысячелетиями требования Божьего закона, через увещания старших служителей и наставников, через традиции церкви.  Именно на этом этапе формирования личности проповедника и происходит его личная встреча с невидимым духом, искусным собеседником и сострадателем в общей проблеме. Некогда люцифер ощутил на себе ущемление личной свободы и был унижен до того, что лишился царственного величия и достоинства вселенского херувима. И с тех самых пор падший архангел занят поисками единомышленников на поприще поруганной свободы одарённого существа. Впрочем, ни существо, сброшенное с небес, ни обольщаемые им одарённые самолюбцы не понимают одной простой истины – все дарования исходят от Господа Бога, и порядок применения этих дарований исходит от Него же, и всякий порядок учреждён Творцом видимого и невидимого. Размышляя об «Источнике и природе морального Закона», христианский богослов Д.Гудинг считает, что стремление к справедливости (порядку, стандартам) есть врождённое чувство [3.стр109]. Обольщение духом антихриста служителя слова можно распознать ещё в тех случаях, когда проповедник, подающий слушателям с кафедры некачественный материал, в других сферах жизни относительно преуспевает. Он признаёт стандарты и регламенты в бизнесе, семье, психологии построения взаимоотношений с нужными людьми и во всех сферах, касающихся его благополучия и процветания. Но когда речь идёт о том, чтобы подчиниться установленному в церкви порядку приготовления проповеди, то он противится этому порядку. Противится, потому что обольщён духом противника Божьего и в своём упорстве настолько ожесточён, что теряет над собой контроль.

   Смоделировав, таким образом, один из вариантов проникновения духа антихриста в тайники человеческого сердца, мы имеем достаточно оснований заявить, что доступ к сердцу проповедника открывает доступ к ключам от церковной кафедры. Именно этот момент и хотелось бы выделить, придавая ему статус квинтэссенции в настоящей исследовательской работе. Речь идёт о процессах, имеющих мистическую, сверхъестественную природу невидимых духов, реально контролирующих служителей кафедры. Подобная постановка вопроса в постмодерном обществе, связанном цепями логики и реализма на фоне совершенных технологий (в том числе религиозного характера), может показаться архаичной, чрезмерно надуманной. И действительно, попробуйте подвести достаточно убедительную доказательную базу относительно  участия духа антихриста в формировании и запуске в действие изощрённой технологии, производящей на свет некачественный материал на церковной кафедре. Да и тема природы антихриста настолько непривлекательна в современном рациональном мире, что в лучшем случае может восприниматься в качестве мифов о появлении некогда и негде абстрактной личности с подобным именем. Поэтому церкви дано вернейшее пророческое слово, на основании которого многие процессы в духовной сфере надлежит рассматривать не с позиции знания и эмпирического обоснования, а с позиции веры. Слово веры даёт читателю в области мистики достаточно радикальную информацию. В частности, Апостол Иоанн в своём послании предупреждает: «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Иоанна 2:18). Евангельские предсказания не бьют тревогу по поводу динамики развития богопознания в церкви или затухания исследовательских работ богословской ориентации. Отцы церкви предупреждают грядущие после них поколения об опасности со стороны антихриста, деятельность которого сопряжена с невидимым миром духов. Если это предупреждение не принять, как истинное, то есть опасность не только проникновения на церковную кафедру антихристов, но также частичного или полного захвата церковной кафедры учениями, исходящими от антихриста. Интерпретируя термин «дух антихриста» в понятие «дух Иезавели», учитель Библии Дж. Пол  Джексон в книге «Скрытый замысел» говорит: «Дух Иезавели – это демоническое начальство тёмных сил, он имеет влияние по всему миру. Это демоническое начальство в небесной сфере, для которого не существует географических границ и которое может влиять на целые народы. В какой бы регион не устремлялась эта сила, она соединяется и сотрудничает с властями этих территорий» [5.стр24].

   Возвращаясь к цели, которую автор пытается достигнуть, поднимая вопрос о невидимой опасности, исходящей от духа антихриста, надлежит привести некоторые аргументы, связывающие область теории с практикой. Вне всякого сомнения, теоретическая база христианской догматики в течении двух тысячелетий пополнялась и продолжает пополняться многообразием богословских трудов выдающихся мыслителей. Объём информации и знаний, накопленный в хранилищах церковных библиотек настолько велик, что становится невозможным для прихожан всех церквей позволить себе даже поверхностное рассмотрение его архивов. Высоты познаний, на которых парят ведущие мыслители христианской теологии, практически недоступны для рядового слушателя и читателя и это говорит о позитивном развитии христианского богословия. Внимание же читателей статьи хотелось бы обратить на колоссальный разрыв между христианской наукой, представленной специалистами высочайшего класса, и материалом проповеди, звучащим с кафедры поместной церкви. Тенденция в этой области такова, что христианская наука со всеми её многочисленными дисциплинами, всё более удаляется от церковной кафедры и, собственно от людей, которым эта наука якобы служит. Разрыв между научным миром и проповедниками поместных церквей колоссальный: одной стороной представлены обладатели высоких научных степеней и дипломанты авторитетных международных форумов, с другой стороны – армия проповедников, большая часть которых не умеет грамотно писать и верно произносить слова. Рядовые проповедники искренне считают деятельность учёных делом плоти, на что учёные отвечают нескрываемым презрением к невежественным и необразованным проповедникам. И те и другие представляют церковь Христа и сконцентрированы вокруг церковной кафедры. Создаётся впечатление, что некто невидимый, имея ключи от церковной кафедры, искусно манипулирует процессом допуска к ней той или иной категории специалистов в области проповеди Евангелия. Достаточно посетить несколько сотен церковных собраний и столько же христианских научных форумов, чтобы воочию убедиться в сущностной несовместимости этих институтов. Можно ли сделать вывод, что под действием тайных процессов невидимые ключи закрывают кафедру поместной церкви от христианской науки, призванной наполнять эту кафедру познанием слова Божьего.

   В завершении этой работы, прежде чем обобщить напечатанный материал и сделать выводы, немаловажно напоминание о целях, преследуемых автором в статье под названием «Дух антихриста и ключи от церковной кафедры».

   Во-первых, материал, изложенный в статье основан на личных наблюдениях автора, в частности, по итогам посещения собраний поместных церквей в различных регионах на протяжении нескольких лет, и только отчасти этот материал затрагивает аспекты апологетики. Более корректно статью отнести к категории обзорных, то есть освещающих отдельные спектры христианского практического богословия. В контексте статьи автор поделился своими предположениями относительно факторов, влияющих на качество проповеди и учения, произносимых на церковных кафедрах. Особое внимание было уделено фактору влияния невидимых духов, имеющих сверхъестественную природу, непосредственно на формирование позиции проповедников и учителей Библии относительно принципов приготовления проповеди и подачи её слушателям. Автор не придерживается мнения, что проповедь Евангелия в глобальных масштабах переживает паталогические перемены в худшую сторону. Напротив, в содержании статьи отмечена позитивная динамика в развитии всех областей христианского богомыслия, особенно в последнее время.

   Во-вторых, в содержании статьи присутствует прямое предостережение о том, что далеко не всегда дестабилизация служения учителя Библии, производящая нездоровую и устойчивую тенденцию ухудшения качества проповеди, зависит от так называемого человеческого фактора. Что же касается служения церкви Господней, то менее всего окружающие люди заинтересованы в разрушении института церкви, хотя бы потому, что служение церкви и её наследие крайне полезны для светского общества. Но Христос говорил и Апостолы предупреждали, что против церкви будут восставать духи злобы поднебесной и самая приоритетная мишень нечистых духов – церковная кафедра, охватывающая умы и сердца миллиардов людей на планете.

   В-третьих, содержание статьи имеет прямое и косвенное предупреждение всем проповедникам Евангелия о том, что каждый из них находится на особом счету у падшего херувима и его служителей. Это достаточное основание к активизации молитвенной жизни служителей слова и пересмотру своего отношения к стандартам и регламентам Библии, касающихся служения проповеди и наставнической работы в церкви.

   В-четвёртых, в материалах статьи присутствует полезная информация для старших служителей, несущих ответственность в церкви за качество формы и содержания проповеди, звучащей с церковной кафедры. В том случае, когда тот или иной проповедник становится неуправляемым и никак не реагирует на рекомендации относительно содержания проповеди, явление это следует воспринимать, как действие духа антихриста, взявшего под контроль и манипуляцию служителя слова.

   В последней строке этой работы хочется засвидетельствовать о силе и могуществе Господа Бога, Который однажды начав строить Церковь Свою, завершит это непростое дело и представит взору обитателей вселенной славную, совершенную и победоносную Церковь. Он сделает это с нами, или без нас, но обязательно сделает:

«И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»! Евангелие от Матфея 16:18.

 

                                                Список использованной литературы

  1. Библия, канонические книги в русском переводе.
  2. Дж. Буньян «Путешествие пилигрима в небесную страну», Москва, СП «Подиум» 1991г.
  3. Д.Гудинг, Дж.Леннокс «Человек и его мировоззрение» т.1, Киев, Украинское библейское общество, 2007г.
  4. Дж. Ф.Мак Артур «Пастырелогия»
  5. Дж. Пол Джексон «Скрытый замысел», Санкт-Петербург, 2003г. Изд. «Новое и старое».
  6. Д.Принц «Защита от обольщения», Киев, «Рассвет», 2007г.
  7. Рик Джойнер «Последний поход», интернет ресурс: fanread.ru
  8. Ч.Сперджен «Лекции моим студентам», Санкт-Петербург, «Библия для всех», 2001г.
  9. Эрвин В.Люцер «Крест Гитлера», Киев, «Нард», 2005г.


Создан 21 мая 2016